Учебный план ФГОС УО (ИН)

Рассмотрено на заседании педагогического
совета. Протокол № 6 от 18.05.2023 г.
Согласовано с родительским комитетом
Протокол № 3от 18.05.2023
Согласовано с Советом обучающихся.
Протокол № 5 от 18.05.2023

Утверждаю___________________Л.А Гималтдинова
директор государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Бакалинская
коррекционная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностям здоровья
Приказ № 81 от 01.09.2023 г.

Учебный план и план внеурочной деятельности
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2023-2024 учебный год

ВЫПИСКА ИЗ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ основного общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), (реализующих ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026
УЧЕБНЫЙ ПЛАН с 2023-2024 года
Предметные области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего

Обязательная часть
1.
Язык
практика

и

речевая 1.1.Русский язык
1.2.Чтение
(литературное чтение)
1.3. Родной язык
1.4. Чтение на родном языке
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4. Человек и общество
4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной жизни
4.3.История Отечества

3
3

3
3

3
3

3
3

3
3

15
15

1
1
4
2
2
-

1
1
4
2
2
2
2
-

1
1
3
1
2
2
2
2

1
1
3
1
2
2
2
2

1
1
3
1
2
2
2
2

5
5
17
3
4
6
8
2
10
6

5. Искусство

1
2

-

-

-

-

1
2

2
6
27
2
1

2
6
28
2
1

2
7
29
1
1

2
7
29
1
1

2
7
29
1
1

10
33
142
7
5

1 1
29 30

30

30

30

2
149

6

6

6

6

6

30

1. Логопедические занятия

2

2

2

2

2

10

2. Психокоррекционные занятия
3. ритмика

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

5
10

4. Основы социальной жизни

1

1

1

1

1

5

4

4

4

4

4

20

1. Патриотическая, нравственная, экологическая
направленность «Разговоры о важном»
2. Профориентационное направление «Россия- мои горизонты»

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

3. финансовая грамотность

1

1

1

1

1

5

4. спортивно-оздоровительное «Я-спортсмен»

1

1

1

1

1

5

39 40

40

40

40

5.1. Музыка
5.2.
Рисование
(изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Профильный труд

6. Физическая культура
7. Технологии
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Башкирский язык как государственный язык Республики
Башкортостан
2. ОДНКНР
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)

Внеурочная деятельность:

Всего к финансированию

199

Пояснительная записка к учебным планам
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с 2023-2024 учебный год
Учебный план для ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработан на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 (ред. от 12.03.2014г.) «О
языках народов Российской Федерации»;
- Приказ
Минпросвещения
России
от
24.11.2022
N
1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "

- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к
использованию в образовательном процессе в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устава ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностям здоровья

- ФАООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями
Обучение в школе носит коррекционно-развивающий характер, направленный на
приспособление или компенсацию возможностей отклонений в умственном развитии,
познавательной и речевой деятельности. Особенностью организации учебновоспитательного процесса в школе является сочетание лечебно-восстановительных
мероприятий, учебно- воспитательной и коррекционной работы.
Школа-интернат работает в режиме пятидневной учебной недели с круглосуточным
пребыванием воспитанников. Максимальная учебная нагрузка в учебных планах школыинтерната приведена в соответствие с СанПиН. Продолжительность учебного года, согласно
годовому календарному учебному графику, для обучающихся подготовительного(1)-х классов
составляет 33 недели, для обучающихся 2-3 класса – 34 учебные недели. В третьей четверти
для обучающихся подготовительного(1)-х классов устанавливаются дополнительные
каникулы продолжительностью 7 дней.
В подготовительном-(1) классах в первой четверти организуется «ступенчатый» режим
обучения. В сентябре, октябре проводится ежедневно 3 урока по 35 минут каждый. Остальные
часы учебного плана реализуются в форме дополнительных занятий, которые проводятся в
форме, отличной от урочной (прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д.).во второй
четверти 4 урока по 35 минут.
Основной целью деятельности ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья является создание
благоприятных условий для формирования социокультурного развития обучающихся,
преодоления дидактоцентрических подходов в обучении в пользу психологической,
социальной, и культурной абилитации разных групп обучающихся для получения ими
специального образования. Учебный план коррекционного общеобразовательного
учреждения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями предусматривает 9 лет обучения по программам для обучающихся.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, часть учебного
плана, сформированного на основе ФГОС, предусматривает внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (адаптивноспортивное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное). Обязательным компонентом внеурочной деятельности являются

индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций, которые
включают: коррекционные занятия (индивидуальные, групповые), логопедические
занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с
выраженными интеллектуальными нарушениями. На коррекционные индивидуальные и
групповые занятия, логопедические занятия отводятся часы, как в первую, так и во
вторую половину дня.
Особенности учебных планов для обучающихся со сложной структурой
дефекта (тяжелыми множественными нарушениями развития).
Учебные планы представлены для следующих групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Учебный план образовательных классов обучающихся со сложной структурой
дефекта (для обучающихся, имеющих нарушения интеллекта различной степени тяжести)
включает общеобразовательные курсы, содержание которых адаптировано к
возможностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями, трудовую подготовку,
социально- бытовую ориентировку, ритмику, индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, на которых осуществляется работа по развитию речи и
коррекции речевых нарушений, формированию и развитию психических процессов;
двигательное развитие.
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебные планы представлены в двух вариантах: Вариант 1 предполагает, что
обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к
моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает
образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту
завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников,
не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Для обучающихся,
получающих образование по варианту 2 ФАООП, характерно интеллектуальное и
психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое
может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой
сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут
выявляться текущие психические и соматические заболевания. При реализации АООП в
форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является
расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него
пределах. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых
образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в
разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей икоррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных

организациях, реализующих ФАООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для
факультативного изучения отдельных учебных предметов. Участникам образовательного
процесса предлагаются следующие предметы: башкирский язык как государственный
язык Республики Башкортостан, ОДНКНР.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными), включающими
двигательную коррекцию.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор
коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации. Школа-интернат
предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие.
Выбор
количества часов, предусмотренных примерным учебным
планом.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит
урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу
с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность
индивидуальных занятий не должна превышать 20 мин., фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество
учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3 обучающихся), класс (все
обучающиеся класса)
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных
групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых
учебных действий, отражает потребность в них "среднего" ученика. С учетом расширения
знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов
практического содержания увеличиваются.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется исходя из
особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании
рекомендаций Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии или
школьного психолого- педагогического консилиума и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с
учетом психофизического состояния ребенка до 20 минут.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности
обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового

воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися
сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной
работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФАООП
определяет образовательная организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную
работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых
на реализацию ФАООП.
Реализация ФАООП в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а
также интересов учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора
профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку учащегося для
индивидуальной трудовой деятельности.
Организация аттестации обучающихся с УО (ИН):
Промежуточная аттестация.
Административные контрольные работы по окончанию учебного периода.
1. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся по образовательной
программе для обучающихся с УО (ИН):
Периодичность
Форма аттестации
Предмет
2 – 9 класс
Русский язык
1 раз в полгода, в
Контрольное задание
конце учебного года
Математика
1 раз в полгода, в
Контрольное задание
конце учебного года
Чтение
1 раз в полгода, в
Диагностика техники чтения
конце учебного года
Государственная итоговая аттестация.
Итоговая аттестация для выпускников 9 класса, по программе для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итоговая аттестация обучающихся по с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе анализа результатов
текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за
последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося,
отражающей сформированность его жизненных компетенций.
Итоговая аттестация ля обучающихся с УО (ИН) проводится в форме экзамена по трудовому
обучению выпускников 9 классов. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствии
знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их
применять в практической деятельности.

ВЫПИСКА ИЗ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
основного общего образования слабослышащих, позднооглохших обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
(реализующих ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026
УЧЕБНЫЙ ПЛАН с 2023-2024 года
Предметные области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего

Русский язык
Чтение (литературное чтение)
Развитие речи
Родной язык
Чтение на родном языке
Математика
Информатика
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
География
Природоведение
Биология
Рисование
(изобразительное искусство)
Профильный труд
Адаптивная физическая культура

3
3
2
0,5
0,5
3
1
2
2

3
3
2
0,5
0,5
3
1
2
2
2
-

3
3
1
0,5
0,5
3
2
2
2
2
-

3
3
1
0,5
0,5
3
1
2
2
2
2
-

3
3
1
0,5
0,5
3
1
2
2
2
2
-

15
15
7
2,5
2,5
15
2
8
2
6
8
4
6
2

6. Технологии
7. Физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
1. Башкирский язык как государственный язык Республики
Башкортостан
2. ОДНКНР
3. Развитие речи
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Внеурочная деятельность: коррекционные курсы, занятия по
различным направлениям внеурочной деятельности
1. Коррекционные курсы

6
3
26
3

6
3
28
2

6
3
28
2

6
3
29
1

6
3
29
1

30
15
140
9

1

1

1

1

1

5

1
1
29

1
30

1
30

30

30

3
1
149

10

10

10

10

10

50

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи
(индивидуальные занятия)

3

3

2

2

2

12

Развитие учебно-познавательной деятельности
2. Внеурочная деятельность:

2
5

2
5

3
5

3
5

3
5

13
25

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

2. Математика
3. Человек и общество
4. Естествознание
5. Искусство

Патриотическая, нравственная, экологическая направленность

-

1

1

1

1

1

5

Профориентационное направление «Россия- мои горизонты»

1

1

1

1

1

5

финансовая грамотность

1

1

1

1

1

5

Социально бытовое направление «

1

1

1

1

1

5

«Разговоры о важном»

Художественно-эстетическое направление.Ритмика

1

1

1

1

1

5

Всего к финансированию

39

40

40

40

40

199

Пояснит к Зибаевой
Фатхутди

Учебный план
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в 9 классе (по
программам учреждений с нарушениями интеллекта) (вариант 1) на 2022 – 2023уч.г.
Учебный план составлен на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
(письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 15.08.2002г. № 04-10/110) в
соответствии с рекомендациями письма Министерства образования Республики Башкортостан №
16-10/206 от 08.08.2011г.
В классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык
(чтение и письмо), родной язык, математика, изобразительное искусство, музыка, осуществляется
физическое воспитание, профессионально-трудовое обучение.
В учебный план включено изучение башкирского языка как государственного (Письмо
Министерства образования Республики Башкортостан от 17.06.2008г. № 16-10/77) в объеме одного
часа в неделю, начиная со второго класса в части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (групповые)
логопедические занятия, СБО и занятия по развитию психомоторики для обучающихся с
выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.
В связи с внедрением новых информационных технологий и расширением кругозора о
представлениях финансового мира в 9 классах по 1 часу в неделю на факультативных курсах
вводится курс «Инфознайка» и «Школа финансовой грамотности»
Формы проведения промежуточной аттестации:
- по русскому языку, математике - контрольная работа, тестирование;
- по чтению - работа с текстом, тестирование;

.

Организация аттестации обучающихся с УО (ИН):
Промежуточная аттестация.
Административные контрольные работы по окончанию учебного периода.
1. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся по образовательной
программе для обучающихся с УО (ИН):
Периодичность

Форма аттестации

Предмет
Русский язык
Математика
Чтение

2 – 9 класс
1 раз в полгода,
учебного года
1 раз в полгода,
учебного года
1 раз в полгода,
учебного года

в

конце

Контрольное задание

в

конце

Контрольное задание

в

конце

Диагностика техники чтения

Государственная итоговая аттестация.
Итоговая аттестация для выпускников 9 класса, по программе для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итоговая аттестация обучающихся по ТМНР осуществляется на основе анализа
результатов
текущих аттестаций последнего
года
обучения
и
данных
промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой
характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных
компетенций.
Итоговая аттестация ля обучающихся с УО (ИН) проводится в форме экзамена по трудовому
обучению выпускников 9 классов. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствии

знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их
применять в практической деятельности.

Директор

Л.А. Гималтдинова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».