Устав

1

2

1.

Общие положения

Государственное
бюджетное образовательное учреждение Бакалинская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида
переименовано распоряжением Правительства Республики Башкортостан от
21 апреля 2015 года
№ 393-р в государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Бакалинская коррекционная
школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
– Учреждение).
1.2. Официальное наименование Учреждения:
полное: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
сокращенное: ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ.
1.3. Место нахождения Учреждения:
юридический адрес: 452650, Россия, Республика Башкортостан,
Бакалинский район, село Бакалы, улица Красных партизан, 31/1.
фактический адрес: 452650, Россия, Республика Башкортостан,
Бакалинский район, село Бакалы, улица Красных партизан, 31/1.
1.4. Организационно-правовая форма Учреждения: бюджетное
учреждение.
1.5. Тип Учреждения: общеобразовательная организация.
1.6. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для
выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий
Министерства образования Республики Башкортостан в сфере образования.
1.7. Учреждение является юридическим лицом, находящимся
в
ведомственном подчинении Министерства образования Республики
Башкортостан.
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики
Башкортостан осуществляет Министерство образования Республики
Башкортостан (далее – Учредитель).
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения
от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и
имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Собственник).
Учреждение приобретает права юридического лица с момента его
государственной регистрации.
1.8. Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное
имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
1.9. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе
от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять
имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии
с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
1.10. Учреждение приобретает право на образовательную деятельность и
льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и
Республики Башкортостан, с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

3

1.11. Учреждение имеет право на выдачу выпускникам документа
об образовании и документа об обучении.
1.12. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением
оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических
медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется Учреждением.
Организацию оказания
первичной медико-санитарной помощи
обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере
здравоохранения.
Учреждение
обязано
предоставить
безвозмездно
медицинской организации помещение, соответствующее условиям и
требованиям для осуществления медицинской деятельности.
1.13. Учреждение может осуществлять медицинскую деятельность
на основании специального разрешения – лицензии.
1.14. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у
него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным
за Учреждением Собственником имущества, так и приобретенным за счет
доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением
особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением
Собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет
выделенных Собственником имущества Учреждения средств, а также
недвижимого имущества.
1.15.
Республика
Башкортостан
не
несет
ответственности
по обязательствам Учреждения. Учреждение не отвечает по обязательствам
Республики Башкортостан.
1.16. Организация питания обучающихся в Учреждении осуществляется
согласно действующему законодательству. Расписание занятий должно
предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания
обучающихся.
1.17. В Учреждении не допускается создание и деятельность
организационных структур политических партий, общественно-политических
и религиозных движений и организаций.
1.18. Учреждение может вступать в педагогические, научные и иные
объединения, которые создаются в целях развития и совершенствования
образования и действуют в соответствии со своими уставами, принимать
участие в работе конгрессов, конференций.
1.19. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, законами
Российской Федерации и законами Республики Башкортостан, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации и Главы Республики
Башкортостан,
постановлениями
и
распоряжениями
Правительства
Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан,
нормативными правовыми актами Министерства образования и науки
Российской Федерации и Учредителя, а также иными нормативными
правовыми актами и настоящим Уставом.
1.20. Учреждение обеспечивает создание и ведение официального сайта в
сети Интернет.
1.21. Учреждение не имеет филиалов и представительств.

4

2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения
2.1. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии
с предметом и целями деятельности, определенными законодательством и
настоящим Уставом.
2.2. Предметом деятельности Учреждения является:
реализация адаптированных основных общеобразовательных программ
для детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптированных
основных общеобразовательных программ для обучающихся с задержкой
психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, слабослышащих и
глухих обучающихся, обучающихся со сложным дефектом (слабослышащих и
глухих обучающихся с умственной отсталостью), обучающихся с умственной
отсталостью.
2.3. Целями Учреждения являются:
- предоставление образования детям с ограниченными возможностями
здоровья, коррекция нарушений развития, а также обеспечение условий для их
обучения, лечения, воспитания, социальной адаптации;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания адаптированных основных
общеобразовательных программ, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни.
2.4. Для выполнения поставленных целей Учреждение осуществляет
следующий вид основной деятельности:
- реализация адаптированных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования для
вышеуказанных обучающихся (п. 2.2).
2.5. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не
являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это
служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие
этим целям, при условии, что такая деятельность указана в настоящем Уставе.
Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность
по адаптированным программам, реализация которых не является основной
целью деятельности: дополнительные общеобразовательные программы
2.6. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность
только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями
при условии указания такой деятельности в настоящем Уставе.
2.7. Учреждение может осуществлять следующие виды приносящей
доход деятельности:
- реализация металлоотходов и вторичного сырья;
- реализация продукции, изготовленной обучающимися, воспитанниками
- безвозмездные поступления: добровольные пожертвования от юридических
и физических лиц;
- оказание транспортных услуг.

5

Учреждение может проводить благотворительные мероприятия
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
Республики Башкортостан.
2.8. Государственное задание для Учреждения в соответствии
с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности
формирует и утверждает Учредитель.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и
(или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному
страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг,
относящихся к его основным видам деятельности, в сфере образования.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного
задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение
государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется
только при соответствующем изменении государственного задания.
Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а
также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах
установленного государственного задания выполнять работы, оказывать
услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным
настоящим Уставом, в сфере образования, для граждан и юридических лиц
за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается Учредителем, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
2.9. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Учреждением
только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих
видов деятельности определяется федеральным законодательством.
3. Имущество и финансовое обеспечение Учреждения
3.1. Имущество Учреждения является государственной собственностью
Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного
управления.
Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих
уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного)
пользования.
3.2. Учреждение вправе владеть и пользоваться переданным на праве
оперативного управления государственным имуществом в порядке,
установленном законодательством и настоящим Уставом.
3.3. Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в
кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если
иное не предусмотрено федеральными законами.
Учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями
которых является отчуждение либо обременение имущества, закрепленного за
Учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных
этому учреждению из федерального бюджета, бюджета Республики

6

Башкортостан, бюджета государственного внебюджетного фонда, если иное
не установлено законодательством.
3.4. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только
с предварительного согласия Учредителя.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных
сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением
иного имущества (которым в соответствии с законодательством Учреждение
вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества
в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость
отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов
балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его
бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если Уставом
Учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
3.5.
Сделки
Учреждения,
в
совершении
которых имеется
заинтересованность, осуществляются с предварительного уведомления и
одобрения указанных сделок Учредителем.
3.6. Учреждение без согласия Собственника не вправе распоряжаться
особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Собственником
или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему
Собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым
имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве
оперативного управления, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно,
если иное не предусмотрено федеральным законом.
3.7. Передача Учреждением некоммерческим организациям в качестве их
учредителя или участника денежных средств и иного имущества,
за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним
Собственником или приобретенного Учреждением за счет средств,
выделенных ему Собственником на приобретение такого имущества, а также
недвижимого имущества осуществляется с согласия Учредителя.
3.8. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
Учреждения являются:
- имущество, переданное Собственником или уполномоченным органом в
установленном порядке;
- имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения;
- средства из бюджета Республики Башкортостан;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- доходы от приносящей доход деятельности;
- спонсорские и благотворительные средства и гранты;
- другие, не запрещенные законом поступления.
3.9. Доходы, полученные Учреждением от разрешенной настоящим
Уставом приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих
доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения
и учитываются на отдельном балансе.
3.10. При осуществлении права оперативного управления имуществом
Учреждение обязано:

7

- зарегистрировать в установленном порядке право оперативного
управления закрепленным за ним недвижимым имуществом;
- эффективно использовать имущество;
- обеспечивать сохранность и использование имущества строго
по целевому назначению;
- не допускать ухудшения технического состояния имущества (это
требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным
износом данного имущества в процессе эксплуатации);
-осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, при этом не
подлежат возмещению любые произведенные расходы по улучшению
имущества.
3.11. Имущество Учреждения, закрепленное на праве оперативного
управления, может быть изъято у него полностью или частично
Собственником имущества или уполномоченным им органом в случаях,
предусмотренных законодательством.
3.12. Контроль за использованием по назначению и сохранностью
имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного
управления,
осуществляет
Собственник,
а
также
Учредитель,
в установленном законодательством порядке.
3.13. Учреждение имеет лицевые счета, открытые в Министерстве
финансов Республики Башкортостан.
3.14. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики
Башкортостан.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и
особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением
Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных
ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату
налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается
соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия Учредителя недвижимого имущества
или особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением
Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных
ему Учредителем на приобретение такого имущества, финансовое
обеспечение содержания такого имущества Учредителем не осуществляется.
Финансовое обеспечение осуществления Учреждением полномочий
Учредителя по исполнению публичных обязательств перед физическим
лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется
в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Башкортостан.
4. Организация деятельности Учреждения
4.1. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную настоящим
Уставом деятельность в соответствии с законодательством.

8

4.2. Для осуществления установленной настоящим Уставом деятельности
Учреждение имеет право:
- заключать договоры с юридическими и физическими лицами
на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности
Учреждения;
- использовать и совершенствовать методики образовательного процесса
и образовательных технологий, в том числе электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
- привлекать для осуществления своей деятельности на экономически
выгодной договорной основе другие организации и физических лиц;
- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет
имеющихся у него финансовых ресурсов;
- осуществлять внешнеэкономическую и иную деятельность
в установленном законодательством порядке;
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития по
согласованию с Учредителем, а также исходя из спроса потребителей
на продукцию, работы и услуги и заключенных договоров;
- осуществлять функции государственного заказчика, переданные
в установленном порядке, по осуществлению закупок на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг за счет выделяемых ему средств бюджета.
4.3. Учреждение обязано:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным
в установленном законодательством порядке планом финансовохозяйственной деятельности Учреждения;
- представлять Учредителю расчет предполагаемых расходов
на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого
имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных
за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого
имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения
по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные
участки, а также финансового обеспечения развития Учреждения в рамках
программ, утверждаемых в установленном порядке;
- нести ответственность в соответствии с законодательством
за нарушение договорных, расчетных обязательств;
- возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием
земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды,
нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических
норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей
продукции (работ, услуг);
- создавать для своих работников безопасные условия труда и нести
ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику
увечьем, профзаболеванием, либо иное повреждение здоровья, связанное
с исполнением им трудовых обязанностей;
- осуществлять мероприятия по мобилизационной подготовке
в установленном законодательством порядке;

9

- обеспечить функционирование системы внутреннего мониторинга
качества образования в Учреждении;
нести
ответственность
за
сохранность
и
использование
в установленном порядке документов (управленческих, финансовохозяйственных, по личному составу и др.);
- обеспечивать передачу на государственное хранение в архивные фонды
документов, имеющих научно-историческое значение, в соответствии с
согласованным перечнем документов;
- отчитываться о результатах деятельности Учреждения и
об использовании закрепленного за ним государственного имущества
в порядке, определяемом Учредителем;
- осуществлять оперативный бюджетный и бухгалтерский учет
результатов своей деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую
отчетность, - отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки,
установленные законодательством;
За искажение государственной отчетности должностные лица
Учреждения несут установленную законодательством дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность.
4.4. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется
Учредителем и органами исполнительной власти в пределах их компетенции в
установленном законодательством порядке.
5. Структура и компетенция органов управления Учреждением,
порядок их формирования и сроки полномочий
5.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» и в соответствии с настоящим Уставом.
Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности.
Осуществление функций и полномочий Учредителя определяется
действующим законодательством.
5.2. Структура органов управления Учреждением:
1) директор;
2) коллегиальные органы управления Учреждением – Общее собрание
работников Учреждения (далее - Общее собрание), Совет Учреждения,
Педагогический совет, Попечительский совет, Методический совет.
5.3. Единоличным исполнительным органом Учреждения является его
директор, назначаемый и освобождаемый от должности Учредителем
Учреждения.
5.4. Директор Учреждения действует на основе законодательства и
настоящего Устава, осуществляет текущее руководство деятельностью
Учреждения и подотчетен Учредителю, а также Собственнику
по имущественным вопросам.

10

5.5. Директор Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством
к его компетенции, действует на принципах единоначалия.
5.6. К обязанностям директора Учреждения относятся:
1) назначает на должность и освобождает от должности работников,
заключает с ними трудовые договоров;
2) соблюдение и обеспечение соблюдения требований законодательства,
настоящего Устава;
3) обеспечение своевременной выплаты заработной платы, надбавок и
иных выплат работникам Учреждения;
4) обеспечение использования бюджетных средств и средств
от приносящей доход деятельности Учреждения в порядке, установленном
законодательством и настоящим Уставом;
5) обеспечение высокой эффективности учебного, методического,
научного,
воспитательного
процессов,
гарантирующих
подготовку
выпускников;
6) обеспечение соблюдения договорных обязательств Учреждения;
7)
создание
условий,
обеспечивающих
участие
работников
в управлении Учреждением;
8) принятие мер по обеспечению Учреждения квалифицированными
педагогическими и иными работниками;
9) своевременное выполнение предписаний государственных надзорных и
контрольных органов, недопущение повторных нарушений;
10) обеспечение организации бухгалтерского учета, хранения учетных
документов, регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;
11) своевременное представление бюджетной, кадровой и статистической
отчетности Учредителю и соответствующим органам документов, имеющих
научно-историческое значение, в соответствии
с перечнем
документов, согласованным в установленном законодательством порядке;
12) соблюдение законодательства при выполнении финансовохозяйственных операций;
13) обеспечение и осуществление обеспечения контроля охраны труда и
техники безопасности работниками и обучающимися Учреждения;
14) обеспечение выполнения требований по гражданской обороне;
15) исполнение обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом
Российской Федерации в соответствии с настоящим Уставом;
16) соблюдение установленной законодательством и локальными
нормативными актами порядка работы с государственной, служебной,
коммерческой тайной, конфиденциальной информацией;
17) неукоснительное исполнение приказов и распоряжений;
18) представление Учреждения, его интересов в государственных и
муниципальных органах, предприятиях, организациях, учреждениях;
19) утверждение структуры, штатного расписания Учреждения
в установленном порядке.
5.7. Директор Учреждения несет ответственность за:
1)
руководство
образовательной,
воспитательной
работой
и
организационно-хозяйственной деятельностью Учреждения;

11

2) жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения во время
образовательного процесса, соблюдение охраны труда и техники
безопасности;
3) условия проживания и безопасность обучающихся, проживающих
в интернате;
4) нецелевое использование средств бюджета Республики Башкортостан и
средств, полученных от приносящей доход деятельности наравне с главным
бухгалтером Учреждения;
5) размещение денежных средств на депозитах в кредитных
организациях;
6) получение кредитов (займов);
7) приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение
доходов (дивидендов, процентов) по ним;
8) другие нарушения бюджетного законодательства Российской
Федерации.
Директор несет перед Учреждением ответственность в размере убытков,
причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки с
нарушением требований законодательства, независимо от того, была ли эта
сделка признана недействительной.
Директор Учреждения может быть привлечен к административной,
уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в порядке и по
основаниям, которые установлены законодательством.
5.8. Отношения работников и Учреждения, возникающие на основании
трудового договора, регулируются трудовым законодательством.
5.9. Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения.
Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются Общим
собранием.
5.10. Общее собрание Учреждения
созывается не реже двух раз
в учебный год. В работе Общего собрания участвуют работники и
обучающиеся Учреждения.
5.11. Общее собрание правомочно принимать решения, если в его работе
участвуют представители, соответственно, не менее половины списочного
состава обучающихся и не менее половины состава работников Учреждения.
Срок полномочий Общего собрания Учреждения неограниченный.
5.12. Общее собрание принимает решение открытым голосованием
простым большинством голосов.
5.13. Общее собрание принимает Устав Учреждения, изменения и
дополнения к нему, утверждает правила внутреннего трудового распорядка
Учреждения, избирает Совет Учреждения, его председателя и определяет срок
их полномочий, рассматривает результаты его работы, а также рассматривает
вопросы, выносимые на его обсуждение директором или Советом
Учреждения.
5.14. Состав Совета Учреждения, его председатель утверждаются
приказом директора Учреждения.
5.15. К компетенции Совета Учреждения относятся:
-определение основных направлений деятельности Учреждения;

12

-заслушивание отчетов директора Учреждения о выполнении задач
основной уставной деятельности;
-содействие деятельности Педагогического совета;
-разработка правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
-координация в Учреждении деятельности общественных (в том числе
молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом.
5.16. Заседания Совета Учреждения созываются по мере необходимости,
но не реже одного раза в квартал.
Решения Совета Учреждения принимаются открытым голосованием и
являются правомочными при участии на его заседаниях не менее двух третей
его состава, и если за них проголосовало не менее двух третей
присутствовавших.
Совет Учреждения проводит работу в соответствии с положением
о нем, утверждаемым Советом.
Срок полномочий Совета Учреждения три года.
5.17. Представители, избранные в Совет Учреждения, выполняют свои
обязанности на общественных началах.
5.18. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного
процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста
учителей и воспитателей в Учреждении создается Педагогический совет –
коллегиальный орган управления, объединяющий педагогических работников
Учреждения.
К компетенции Педагогического совета относятся:
- разработка плана мероприятий по реализации Программы
перспективного развития Учреждения;
- осуществление выбора образовательных программ, форм и методов
образовательного процесса;
- утверждение плана работы Учреждения на учебный год;
- утверждение авторских программ педагогов;
- определение и утверждение списка учебников в соответствии
с утвержденным федеральным перечнем учебников, а также учебных пособий,
рекомендованных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию адаптированных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся с
задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи,
слабослышащих и глухих обучающихся, обучающихся со сложным дефектом
(слабослышащих и глухих обучающихся с умственной отсталостью),
обучающихся с умственной отсталостью.
утверждение
характеристик
педагогов,
представляемых
к награждению;
- решение вопросов о переводе обучающихся в следующий класс;
- обсуждение и принятие решений по любым вопросам, касающимся
содержания образования.
В состав Педагогического совета входят директор Учреждения, его
заместители, все педагоги Учреждения, медицинские работники Учреждения,

13

председатель Родительского комитета. На заседания Педагогического совета
могут приглашаться представители общественных организаций, родители.
Председателем Педагогического совета является директор Учреждения.
Ежегодно один из учителей избирается секретарем Педагогического совета.
Члены Педагогического совета пользуются одинаковыми правами в решении
обсуждаемых вопросов. Решения принимаются большинством голосов при
открытом голосовании и являются обязательными для всех работников
Учреждения.
Педагогический совет Учреждения созывается директором по мере
необходимости, но не реже 4 раз в год. Внеочередные заседания
Педагогического совета проводятся по требованию не менее одной трети
педагогических работников Учреждения.
Решение Педагогического совета Учреждения является правомочным,
если на заседании присутствовало не менее двух третей педагогических
работников Учреждения и если за него проголосовало более половины
присутствовавших педагогов. Решения Педагогического совета оформляются
протоколом. Срок полномочий Педагогического совета один год.
5.19. Попечительский совет - это добровольное объединение, созданное
для привлечения внебюджетных средств Учреждению и оказания ему
организационной,
консультативной
и
иной
помощи.
В
состав
Попечительского совета могут входить представители органов местного
самоуправления, организаций различных форм собственности и иные лица,
заинтересованные в совершенствовании и развитии Учреждения.
Осуществление членами Попечительского совета своих функций
производится на безвозмездной основе.
Срок полномочий Попечительского совета Учреждения три года.
Попечительский совет отчитывается в своей деятельности перед Общим
собранием не реже одного раза в год.
5.20. К компетенции Попечительского совета относятся:
- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения
деятельности и развития Учреждения;
- содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых
внешкольных мероприятий Учреждения;
- содействие совершенствованию материально-технической базы
Учреждения, благоустройству его помещений и территории.
Порядок деятельности и полномочия Попечительского совета
регулируются Положением о Попечительском совете, утвержденным
директором Учреждения.
5.21. Методический совет осуществляет проведение учебновоспитательной, методической, внеклассной работы по одному или
нескольким родственным учебным предметам.
К компетенции Методического совета относятся:
- анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
- участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение
изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных
курсов;

14

- подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и
дидактических материалов по предметам;
- проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по
предметам;
- подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания
учебных предметов, повышения квалификации педагогических работников;
- обсуждение докладов по методике изложения принципиальных
вопросов программы, обсуждение и утверждение рабочих программ;
- обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и
содержания дидактических материалов к ним;
- рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля
исследовательской работой обучающихся;
- организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и
внедрению новых информационных технологий обучения;
- взаимные посещения занятий как внутри методического объединения,
так и между педагогическими работниками различных методических
объединений с целью обмена опытом и совершенствования методики
преподавания учебных предметов;
- выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами;
- разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад,
соревнований по предметам.
5.22. Заседания Методического совета проводятся не реже одного раза в
четверть. О времени и месте проведения заседания председатель
Методического совета обязан поставить в известность директора
Учреждения. Решения Методического совета принимаются открытым
голосованием большинства голосов при участии в заседании не менее
половины списочного состава Методического совета. По каждому
из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения, которые
фиксируются в журнале протоколов.
Методический совет школы создается приказом директора школы
из руководителей школьных методических объединений, заместителя
директора по УВР, учителей высшей квалификационной категории.
Срок полномочий Методического совета определяется в приказе
директора Учреждения и должен составлять не менее трех лет.
5.23. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических
работников по вопросам управления и при принятии Учреждением локальных
нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по
инициативе
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в
Учреждении создаются советы обучающихся, советы родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.
5.24.
Учреждение
предоставляет
представителям
ученических
организаций необходимую информацию и допускает к участию в заседаниях
органов управления при обсуждении вопросов, касающихся интересов
обучающихся.

15

5.25. В качестве общественных организаций в Учреждении действуют
классные и общешкольные советы родителей - Родительские комитеты. Они
содействуют объединению усилий семьи и Учреждения в деле обучения и
воспитания детей, оказывают помощь в определении и защите социально
незащищенных обучающихся.
Родительский комитет избирается сроком на 1 год из числа родителей
(законных представителей) обучающихся. Для координации работы в состав
Родительского комитета входит заместитель директора по воспитательной
работе. Решения Родительского комитета носят рекомендательный характер.
Основными задачами Родительского комитета являются:
- укрепление связей между семьей, школой, общественными
организациями для обеспечения единства воспитательного воздействия на
обучающихся и повышения его результативности;
- содействие администрации Учреждения:
- содействие в обеспечении оптимальных условий для организации
образовательного и воспитательного процесса;
- в охране жизни и здоровья обучающихся;
- в защите законных прав и интересов обучающихся;
- в организации и проведении общешкольных мероприятий;
- организация работы с родителями (законными представителями)
обучающихся по вопросам профилактики правонарушений безнадзорности и
беспризорности среди несовершеннолетних.
6. Виды реализуемых образовательных программ и образовательный
процесс в Учреждении
6.1. Образовательный процесс в Учреждении осуществляется согласно
учебному плану, разрабатываемому и утверждаемому Учреждением
самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий и годовым
календарным графиком.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся определяются адаптированной образовательной программой, а
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
6.2. Учреждение реализует:
- адаптированные образовательные программы начального общего
образования
для
слабослышащих
обучающихся,
адаптированные
образовательные программы начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями
речи, глухих обучающихся, детей с умственной отсталостью;
- адаптированные образовательные программы основного общего
образования
для
слабослышащих
обучающихся,
адаптированные
образовательные программы основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, глухих
обучающихся, детей с умственной отсталостью;
- адаптированные образовательные программы среднего общего
образования для слабослышащих и глухих обучающихся;

16

- адаптированные основные общеобразовательные программы –
образовательные программы, адаптированные для обучения обучающихся со
сложными дефектами (слабослышащих и глухих обучающихся с умственной
отсталостью) с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Указанные программы реализуются с согласия родителей (законных
представителей)
на
основании
рекомендаций
психолого-медикопедагогической комиссии.
Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность
по адаптированным программам, реализация которых не является основной
целью деятельности: дополнительные общеобразовательные программы
6.3. Обучающиеся, проживающие в Учреждении, находятся на полном
государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью,
мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся обеспечиваются
бесплатным двухразовым питанием.
Обучающимся предоставляются бесплатно учебники и учебные пособия,
иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчика.
6.4. Нормативные сроки освоения основных адаптированных
общеобразовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования для вышеназванных категорий обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, требования к структуре, объему,
условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ
определяются
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
6.5. Количество классов и воспитательных групп Учреждения
определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости
от имеющихся условий осуществления образовательного процесса.
6.6. Наполняемость каждого класса и воспитательной группы
Учреждения не должна превышать 15 человек в том числе:
- 6 человек для глухих и слабослышащих обучающихся,
- 12 человек для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
- 12 человек для обучающихся с задержкой психического развития,
- 12 человек для обучающихся с умственной отсталостью,
- 5 человек для обучающихся со сложным дефектом (слабослышащих и
глухих обучающихся с умственной отсталостью).
6.7. В Учреждении создаются специальные условия для слабослышащих
и глухих обучающихся:
- обеспечение надлежащими звукоусиливающими средствами;
- обеспечение получения информации с использованием разговорной и
калькирующей жестовой речи (сурдоперевода).

17

6.8. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание
обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания
обучающихся в Учреждении.
6.9. Обучающиеся Учреждения имеют возможность заниматься
в других учреждениях дополнительного образования, в различных кружках и
секциях, создаваемых на базе Учреждения, а также участвовать в конкурсах,
олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.
6.10. На основании заявления родителей (законных представителей)
директор Учреждения дает разрешение на отпуск обучающихся домой по
уважительным причинам.
6.11. Языком обучения в Учреждении является русский язык
с использованием речевых средств: жестовой и словесной речи (устной,
письменной и дактильной). Изучение башкирского языка осуществляется
в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.
6.12. При проведении занятий по технологии класс делится на две
группы. При делении класса на группы учитывается профиль трудового
обучения для девочек и мальчиков.
6.13. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются
Учреждением в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями.
Учебные занятия начинаются в 9.00 часов. Образовательная недельная
нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Последовательность учебных занятий определяется расписанием
на основании учебного плана, учебных программ, санитарно-гигиенических
норм и утверждается директором Учреждения.
Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах 35 минут; во 2 - 12 классах не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, больших перемен - 20 минут.
6.14. Учебный год в Учреждении начинается с 1 сентября.
Продолжительность учебного года во 2-11 классах составляет не менее 34
недель, в подготовительных, 1 – 32 недели, 10, 12 классах - 33 недели.
6.15. Обучение проходит в одну смену.
6.16. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в
подготовительных и первых классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график
утверждается приказом директора Учреждения.
6.17. Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится
в ходе текущего контроля. При осуществлении контроля соблюдаются
следующие принципы: объективность, систематичность, обоснованность,
всесторонность, гласность, дифференцированный и индивидуальный подход,
разнообразие форм и методов его применения.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
Учреждения
осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл – 1;
максимальный балл – 5).

18

Годовые отметки выставляются по всем предметам во 2 – 12 классах
и в 1-ом классе со второго полугодия по пятибалльной шкале.
6.18. Перевод обучающегося в следующий класс производится по
решению Педагогического совета Учреждения.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую
образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся,
не
ликвидировавшие
в
установленные
сроки
академической задолженности с момента еѐ образования в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, по усмотрению
их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
либо
переводятся на обучение по другому варианту адаптированных
основных общеобразовательных программ, либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
6.19. Освоение адаптированных образовательных программ основного
общего и среднего полного образования завершается обязательной итоговой
аттестацией обучающихся.
Освоение адаптированных образовательных программ основного общего
образования завершается выпускным экзаменом по трудовому обучению для
обучающихся с разными формами умственной отсталости.
6.20. Государственная итоговая аттестация по адаптированным
общеобразовательным программам основного общего, среднего общего
образования, проводится в форме основного государственного экзамена, при
предоставлении справки бюро медико-социальной-экспертизы или протокола
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии - в форме
государственного выпускного экзамена.
6.21. Учреждение выдает обучающимся, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию, документ об образовании,
заверяемый печатью Учреждения.
Слабослышащим и глухим обучающимся
с различными формами
умственной отсталости, не имеющим основного общего образования,
выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
6.22. Документ об образовании, выдаваемый обучающимся, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение
основного общего и среднего общего образования.
6.23. Обучающиеся имеют право на:
1) выбор Учреждения, осуществляющего образовательную деятельность,
формы получения образования;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей
психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции, лечебно-восстановительной
работы;

19

3) выбор факультативных и элективных курсов из перечня, предлагаемого
Учреждением;
4) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и
здоровья;
5) свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений;
6) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха
и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании
и календарным учебным графиком;
7) перевод в другое образовательное учреждение, реализующее
образовательную программу соответствующего уровня, в порядке,
предусмотренном
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
8) участие в управлении Учреждением в порядке, установленном его
Уставом;
9) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с
Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со
свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией,
другими документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности в Учреждении;
10) обжалование актов Учреждения в установленном законодательством
Российской Федерации порядке;
11) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
учебной базой Учреждения;
12) пользование в порядке, установленном локальными нормативными
актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и
объектами спорта Учреждения;
13) развитие своих творческих способностей и интересов, включая
участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных
мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных
спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
14) опубликование своих работ в изданиях Учреждения на бесплатной
основе;
15) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной,
общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной
и инновационной деятельности;
16) обеспечение питанием и местами в интернате в порядке, который
установлен федеральными законами, законами Республики Башкортостан.
6.24. Лица, осваивающие адаптированную основную образовательную
программу в форме самообразования или семейного образования либо
обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную
итоговую аттестацию в Учреждении, осуществляющем образовательную
деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию

20

образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего
образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную
итоговую аттестацию в Учреждении, осуществляющем образовательную
деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию
основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении
аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по
соответствующей образовательной программе.
6.25. Учреждение предоставляет соматически ослабленным обучающимся
по заявлению родителей (законных представителей) и по решению психологомедико-педагогического консилиума Учреждения индивидуальный режим:
1) сокращенную учебную четверть;
2)сокращенную учебную неделю;
3) предоставление выходного дня в середине учебной недели;
4) дифференцированное домашнее задание;
5) дифференцированное посещение учебных занятий;
6) освобождение от посещения группы продленного дня.
6.26. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних
обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду,
не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
6.27.
Обучающиеся имеют право на участие в общественных
объединениях, а также на создание общественных объединений обучающихся
в установленном федеральным законом порядке.
Принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения,
а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и
участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
6.28. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять
индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия,
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания,
данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования Устава Учреждения, осуществляющего
образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил
проживания в интернате и иных локальных нормативных актов по вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться
к
нравственному,
духовному
и
физическому
развитию
и
самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников
Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими
обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу Учреждения;
Иные обязанности обучающихся устанавливаются Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами,
иными локальными актами Учреждения.

21

6.28. Дисциплина в Учреждении, поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.
Применение физического и (или) психического насилия по отношению
к
обучающимся не допускается.
6.29. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к
обучающимся.
6.30. Обучающимся Учреждения запрещается:
- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки,
табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
- использовать любые средства и вещества, приводящие к взрывам и
пожарам;
- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и
вымогательства;
- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия
для окружающих.
6.31. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка.
6.32. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего
образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы
получения образования и формы обучения в Учреждении, языки образования
и обучения, факультативные и элективные учебные предметы из перечня,
предлагаемого Учреждением;
2) знакомиться с уставом Учреждения, лицензией на осуществление
образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности;
3) защищать права и законные интересы обучающихся;
4) принимать участие в управлении Учреждением в форме, определяемой
Уставом Учреждения;
6.33. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка Учреждения, правила
проживания обучающихся в интернате, требования локальных нормативных
актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок
регламентации образовательных отношений между Учреждением и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) с
оформлением этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников Учреждения;

22

4) иные права и обязанности родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся устанавливаются федеральными законами,
иными локальными актами Учреждения.
6.34. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей,
установленных федеральными законами, родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
6.35. Родители (законные представители) обучающихся обязаны
выполнять Устав Учреждения.
6.36. Отношения между Учреждением и родителями (законными
представителями) регулируются договором между ними, который не может
ограничивать установленные законом права сторон.
Прекращение образовательных отношений возможно:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) по инициативе обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае
перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной
программы в другую организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и
Учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, в том числе в
случае ликвидации Учреждения, осуществляющего образовательную
деятельность.
7. Руководящие, педагогические и иные работники Учреждения,
их права и обязанности
7.1. К работникам Учреждения относятся руководитель (директор),
педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий
персонал.
7.2. Обязательным документом для заключения трудового договора
с работником является справка о наличии (отсутствии) судимости и (или)
факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного
преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по
форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел.
7.3. К педагогической деятельности в Учреждении допускаются лица,
имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации в сфере
образования.
7.4. К педагогической деятельности не допускаются лица в случаях,
установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

23

7.5. При приеме на работу администрация Учреждения знакомит
принимаемого работника под расписку со следующими документами:
1) коллективным договором;
2) Уставом Учреждения;
3) должностной инструкцией;
4) правилами внутреннего трудового распорядка;
5) документами по охране труда и правилам техники безопасности;
6) другими локальными актами Учреждения.
7.6. Педагогические работники пользуются следующими академическими
правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода
от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм,
средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных
средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой
и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе
учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой,
исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и
международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными
ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными
нормативными
актами
Учреждения
к
информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим
материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам
обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного
осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и
научными услугами Учреждения;
9) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности
Учреждения, в том числе через органы управления и общественные
организации;
10) право на объединение в общественные профессиональные
организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации;
11) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;

24

12) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на
справедливое
и
объективное
расследование
нарушения
норм
профессиональной этики педагогических работников.
Педагогические работники имеют трудовые права:
1) на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
продолжительность которого определяется Правительством Российской
Федерации;
4) на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
политики
и
нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
5) на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
6) на аттестацию в целях установления квалификационной категории
педагогических работников в установленном порядке;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные
федеральными законами и законодательными актами Республики
Башкортостан.
7.7. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных
предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной
рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников
образовательных отношений;
4)
развивать
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного
мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа
жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и
состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для
получения образования слабослышащим и глухим обучающимся,
обучающимся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями
речи. обучающихся с умственной отсталостью, обучающихся со сложными
дефектами (слабослышащих и глухих обучающихся с умственной
отсталостью) взаимодействовать при необходимости с медицинскими
организациями;

25

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в
соответствии законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством
предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские
осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению
работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской
Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны
труда;
11) соблюдать Устав Учреждения, правила внутреннего трудового
распорядка.
7.8. В Учреждении наряду с должностями педагогических работников
имеются должности учебно-вспомогательных и обслуживающих работников,
осуществляющих вспомогательные функции.
7.9. Право на занятие должностей, предусмотренных пунктом 7.8.
настоящего Устава, имеют лица, отвечающие квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам.
7.10. К трудовой деятельности на должностях, предусмотренных пунктом
7.8. настоящего Устава, не допускаются лица, в случаях, установленных
Трудовым Кодексом Российской Федерации.
7.11. Работники Учреждения, занимающие должности, указанные в
пункте
7.8. настоящего Устава, имеют право на:
1) защиту чести, достоинства и деловой репутации;
2) участие в управлении Учреждением в порядке, определяемом Уставом;
3) избрание (быть избранным) в Совет и другие выборные органы,
участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Учреждения, в том
числе через органы самоуправления и общественные организации;
4) обжалование приказов администрации Учреждения, в установленном
законодательством Российской Федерации порядке;
5) получение необходимого организационного, учебно-методического и
материально-технического
обеспечения
своей
профессиональной
деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами,
услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых и других
подразделений Учреждения в соответствии с Уставом и коллективным
договором;
6) условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
7.12. Работники Учреждения, занимающие должности, указанные в
пункте 7.8. настоящего Устава, обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации о труде, Устав
Учреждения, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные
нормативные акты;
2) воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению
морально-психологического климата в коллективе Учреждения;

26

3) качественно выполнять возложенные на них обязанности;
4) бережно относиться к имуществу Учреждения;
5) знать и выполнять законодательство Российской Федерации,
регламентирующие трудовую деятельность работников;
6) выполнять требования должностных инструкций, правила охраны
труда и техники безопасности, санитарного состояния рабочего места и
противопожарной безопасности;
7) соблюдать правила педагогической этики и нравственного отношения к
коллегам;
8) поддерживать дисциплину в Учреждении на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся (применение методов физического и
психического насилия по отношению к обучающимся не допускается);
9) проходить медицинские обследования.
7.13. Директору Учреждения, заместителям директора предоставляются в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
академические и трудовые права, предусмотренные педагогическим
работникам пунктом 7.6. настоящего Устава.
7.14. За успехи в учебной, воспитательной, научно-методической
деятельности для работников Учреждения могут устанавливаться поощрения:
благодарности, премии, представление к награждению ведомственными и
правительственными наградами и др.
7.15. За неисполнение правил внутреннего трудового распорядка,
а также должностных обязанностей, к педагогическим и иным работникам
применяются меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым
Кодексом Российской Федерации.
8. Реорганизация и ликвидация Учреждения
8.1. Реорганизация Учреждения (слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению
Правительства Республики Башкортостан или по решению суда
в установленном законодательством порядке.
8.2. Учреждение может быть ликвидировано по решению Правительства
Республики Башкортостан или суда.
Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения требований
кредиторов,
а
также
имущество,
на
которое
в соответствии
с законодательством не может быть обращено взыскание по обязательствам
ликвидируемого Учреждения, передается ликвидационной комиссией
Собственнику.
При ликвидации Учреждения документы постоянного хранения,
имеющие научно-историческое значение, документы по личному составу
(приказы, личные дела, карточки учета и т.п.) передаются на хранение в
архивные фонды по месту нахождения Учреждения. Передача и упорядочение
документов осуществляются силами Учреждения и за счет его средств в
соответствии с требованиями архивных органов.

27

Ликвидация Учреждения считается завершенной, а Учреждение
прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый
государственный реестр юридических лиц.
9. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий Устав
9.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий Устав Учреждения,
рассматриваются Советом Учреждения, принимаются Общим собранием
Учреждения, согласовываются и утверждаются в порядке, предусмотренным
законодательством, и подлежат государственной регистрации.
9.2. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий Устав, подлежат
государственной регистрации.
9.3. Государственная регистрация изменений и дополнений, вносимых
в настоящий Устав, осуществляется в установленном порядке.
10. Локальные акты Учреждения
10.1. Учреждение принимает локальные нормативные акты, содержащие
нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей
компетенции в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации в порядке, установленном его Уставом.
10.2.
Учреждение
принимает
локальные
нормативные
акты
по основным вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих
права обучающихся и работников Учреждения, учитывается мнение советов
обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся,
а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым
законодательством, представительных органов работников.
10.3. Локальные правовые акты не могут противоречить законодательству
и настоящему Уставу.
В случаях, предусмотренных законодательством, локальные акты
Учреждения подлежат регистрации в качестве дополнений к настоящему
Уставу.
10.4.
Локальными
актами,
регламентирующими
деятельность
Учреждения, являются:
настоящий Устав;
коллективный договор;
приказы директора;
правила, положения, инструкции;
правила внутреннего трудового распорядка;
иные
виды
локальных
актов,
обеспечивающих
реализацию
образовательного процесса.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».