Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 452650, Россия, Республика Башкортостан, Бакалинский район, село Бакалы, улица Красных партизан, 31/1; тел/факс (34742) 2-37-00, тел/факс (34742) 2-37-01; E-mail: bckosci2vida@yandex.ru; http://www.bakskor.ru/ «СОГЛАСОВАНО» Председатель профкома __________ Скарякина М.В. «___»_____________20____ г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ ________Гималтдинова Л.А. Принят на пед.совете № _____ от __________________ Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированных образовательных программ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ (далее – Положение) разработано: − в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); − Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; − приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598); − ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); − СанПиН 2.4.2.2821-10; − (СанПиН 2.4.2 3286-15; − уставом и локальными нормативными актами ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ (далее – школа-интернат). 1.2. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях: − предоставления обучающимся возможности осваивать адаптированные образовательные программы независимо от местонахождения и времени; − повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − увеличения контингента обучающихся по адаптированным образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.3. В настоящем Положении используются термины: Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации адаптированных образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является место нахождения школы-интерната независимо от места нахождения обучающихся. 2. Компетенция школы-интерната при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированных образовательных программ 2.1. Школа-интернат вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 2.2. Школа-интернат доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 2.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий школаинтернат: − обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административнохозяйственных работников; − оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; − самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; − ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий школаинтернат вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 2.5. При реализации адаптированных образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий школа-интернат самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: − создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированных образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; − обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 2.6. Школа-интернат вправе осуществлять реализацию адаптированных образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают адаптированную образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть интернет. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов. 3. Учебно-методическое обеспечение 3.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами школы-интерната. 3.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят: − рабочая программа; − сценарий обучения с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения; − методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений; − электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами школы-интерната: а) текстовые – электронный вариант учебного пособия или его фрагмента, литературных произведений, научно-популярные и публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и энциклопедий; б) аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида учебного материала; в) видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный ролик; г) программный продукт, в том числе мобильные приложения. 4. Техническое и программное обеспечение 4.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: – серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения; – средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения, а также доступа к ЭИОР преподавателей и обучающихся школыинтерната; – коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные сети и сеть интернет. 4.2. Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: – систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных ресурсов (платформы: Moodle, openEdx); – электронные системы персонификации обучающихся; – программное обеспечение, предоставляющее возможность организации видеосвязи; – серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет; – дополнительное программное обеспечение для разработки электронных образовательных ресурсов. 5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий 5.1. Выбор предметов для изучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется обучающимися или родителями (законными представителями) по согласованию со Школойинтернатом. 5.2. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных видов деятельности (занятий и работ), как: – уроки; – лекции; – семинары; – практические занятия; – лабораторные работы; – контрольные работы; – самостоятельная работа; – консультации с преподавателями. 5.3. Ответственный за электронное обучение контролирует процесс электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, следит за своевременным заполнением необходимых документов, в том числе журналов. 5.4. При реализации адаптированных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут документацию: заполняют журнал успеваемости, выставляют в журнал отметки. 5.5. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна превышать: − для обучающихся в подготовительных –I классах – 10 мин; − для обучающихся в II–V классах – 15 мин; для обучающихся в VI–VII классах – 20 мин; − для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин; − для обучающихся в X–XII классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором – 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием персональных электронновычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов составляет один урок, для обучающихся в V–VIII классах – два урока, для обучающихся в IX–XI классах – три урока. 5.6. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с СанПиН СанПиН 2.4.2 3286-15. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета). 5.7. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50 процентов времени занятия. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50 процентов продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий. 5.8. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: − для обучающихся II–V классов – не более 60 мин; − для обучающихся VI классов и старше – не более 90 мин. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся II–V классов и 15 мин для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.