Приложения к Программе воспитания ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2021-2025 годы

ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова (тест
адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)
Цель: выявить нравственную воспитанность школьников.
Форма
проведения: фронтальное анкетирование. Ход проведения: для успешного
проведения теста необходимо проследить за тем, чтобы во время
тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности,
откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным
монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на
выбор ответа. Предварительно подготавливаются листы бумаги для более
удобного подсчета результатов.
Инструкция: Сейчас я буду читать вам вопросы. Слушайте их внимательно.
У каждого вопроса будет три варианта ответа. Вам нужно выбрать один из
трех предложенных ответов и записать его рядом с номером вопроса. Если
какой-то из вопросов вам будет не понятен, то поднимите руку и скажите мне
об этом и я объясню.
Текст анкеты 1. Тебе надо пройти, но на пути стоит одноклассник. Что ты
сделаешь? а) обойду, не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря
какое будет настроение. 2. Ты заметил среди гостей девочку (мальчика),
которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь? а) ничего,
какое мое дело; б) не знаю; в) подойду и непременно заговорю. 3. Ты
опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты сделаешь?
а) нечего, я тороплюсь в школу; б) если кто-то бросится на помощь, я тоже
помогу; в) позвоню в скорую помощь или остановлю прохожих. 4.Твои
пожилые соседи переезжают на новую квартиру. Как ты поступишь? а)
предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если
попросят, я, конечно, помогу.
5. Ты узнал, что твой одноклассник
несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
а) очень
рассержусь и отругаю обидчика; б) ничего; в) вступаюсь за обиженного.
6. Ты дежурный в классе. Когда подметал пол, ты нашел деньги. Что
сделаешь? а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе. 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты
рассчитываешь?
а) на шпаргалки; б) на усталость учителя: авось, пропустит; в) на свои
знания. 8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что
ты предпримешь? а) приберусь немного, потом видно будет; б) ухожу

немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих; в)
присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним. 9. Некий волшебник
предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной и без необходимости
учиться. Что ты ему ответишь? а) соглашусь с благодарностью; б) сначала
узнаю, скольким ребятам он уже обеспечил таким образом жизнь;
в)
решительно отказываюсь. 10. Тебя учитель просит выполнить общественное
поручение. Тебе не хочется его выполнят. Как ты поступишь? а) забываю
про него, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в)
увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться. 11. Ты был на экскурсии в
замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об
этом? а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; б) не
знаю, как придется; в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса
работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а)
поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу; б) сижу и жду,
когда кто-то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным
временем, чтобы соглашаться. 13. Уроки закончились, ты собрался идти
домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь? а)
напомню о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут
остальные. 14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык
этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет
значения для меня; в) разрываю все отношения с этим человеком. 15.Ты
узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь? а)
бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, думаю, как
дальше учиться; в) буду ждать новых сообщений. 16. Что ты чувствуешь,
когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников? а) ужасно
завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои
достоинства;
в) мне все равно.
17. Тебе подарили красивую необычной формы
авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что
ты делаешь? а) отдаю – здоровье дороже; б) постараюсь убежать, говорю,
что ручки у меня нет; в) подарков не отдаю, сражаюсь с хулиганами. 18.
Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали? а) быстро начинаю
скучать; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не замечал. 19.
Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь? а) отбираю
интересное и приношу; б) ненужных книг у меня нет; в) если все принесут,
я тоже кое-что отберу. 20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще
всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой

личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться;
таких людей и не перестаю восхищаться ими.

в) уважаю

Обработка и интерпретация результатов
Показателем,
свидетельствующим
о
достаточной
нравственной
воспитанности школьников, является количество ответов от 10 баллов и
более в следующих вариантах: Сосчитать ответы «а» на вопросы 1, 4, 11, 12,
18, 19. Сосчитать ответы «б» на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Сосчитать ответы
«в» на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации,
эгоистической позиции, является количество ответов от 10 и более в
следующих вариантах: Сосчитать ответы «а» на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13,
15, 16, 17, 20. Сосчитать ответы «б» на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Сосчитать ответы «в» на вопросы 11, 12. Показателем, свидетельствующим
о
несформированности
нравственных
отношений,
неустойчивом,
импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где
предпочтение явно не обнаруживается.

2. МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной
адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности
учащихся.
Основополагающим
методом
исследования
является
тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.
Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися старших
классов. Результаты исследования предназначены для преподавателей,
воспитателей, классных руководителей, социального педагога. Методика
проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны
групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация
результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных
исследования.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности,
автономности и нравственной воспитанности учащихся.

активности,

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20
суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по
следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
О — никогда.
1.Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3.За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4.Я умею прощать людей.
5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12.Мне нравится помогать другим.
13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.Переживаю неприятности других, как свои.
17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо
изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения
ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных.
Среднюю оценку социальной
адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой
строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается
на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной
активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей

гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с
четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно
констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он
больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени
развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух
баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа
учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

3. Диагностика межличностных отношений.
Социометрия (Дж. Морено)
Цель методики: диагностика межличностных отношений.
Возраст применения: с 5 лет.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какиенибудь
другие
предметы
(их
должно
быть
большое
количество). Важно! Все предметы должны быть одинаковыми.
2. Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с
фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вырезанные из цветной бумаги цветочки (или любые другие предметы) в
качестве подарка.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ИНСТРУКЦИЯ
Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут
играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так,
чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по
очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может
воспитатель).
Психолог даѐт ребѐнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить
ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребѐнок не знает, где
находится шкафчик того или иного ребѐнка, то психолог помогает ему его
найти). При этом психолог фиксирует выборы ребѐнка, отмечая их в виде
номера шкафчика в списке детей.
ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все
шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике
положить его самому.
ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1 ЭТАП. ЗАПОЛНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ.
Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую
матрицу.Социометрическая матрица составляется следующим образом:
1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии, и имена
детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только

порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится
диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий
мог бы отметить себя.
2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо
обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных
участником коллектива.
4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы
(например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в
свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже
выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической
матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы
подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма
взаимных выборов» внизу каждого столбца.
2 ЭТАП.СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОГРАММЫ.
Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.
В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших
половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

n — – количество членов коллектива.
Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов
коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2
выборов.
В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов
коллектива, набравших 1-2 выбора.
В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива,
не получивших ни одного выбора.
Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри
треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую
испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать
предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если
большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2
окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если
большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это
говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков
сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о
частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том,
что в целом, разобщенном коллектива, имеется сплоченное «ядро».
3 ЭТАП.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ.
Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:
Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число
общих выборов и умножить 100%
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней
взаимности:
 I – 15-20% — низкий уровень
 II – 21-30% — средний уровень
 III – 31-40% — высокий уровень
 IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.
К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может
быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но
может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на
отдельные группировки.
Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на
выбрал он сам и умножить на 100%
Чем с большим числом детей связывает ребѐнка взаимная симпатия, тем
более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его
эмоциональное состояние.
Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных
выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким

– 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребѐнок может быть
неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.
Подсчитываем социометрический статус по формуле:
Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его
положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребѐнком
разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%
По социометрическому статусу дети могут быть отнесены к одной из
четырех статусных категорий:
 «популярные»,
 «предпочитаемые»,
 «принятые»,
 «изолированные».
Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и
четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько
благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребѐнок в
системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить
об эмоциональном климате группы для каждого ребѐнка.
Подсчитываем индекс изолированности.
Индекс изолированности. Вычисляют
оказавшихся без единого выбора.

как

процент

членов

группы,

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их
число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности
равен 15-25%.
4 ЭТАП. НАПИСАНИЕ ВЫВОДОВ (ПРИМЕР).
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным,
достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным,
разобщенным)

Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:
 имеет сплоченное «ядро»,
 частично сплочен,
 частично разобщен,
 половина коллектива сплочена, половина разобщена,
 в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные
держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по
одиночке.
Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребѐнка, это
№ 1 и № 5. № 1 получил максимальное количество выборов равное …, № 5
получил количество выборов равное…
КУ № 1=100%, СС=…% —
следовательно,
данный
ребѐнок
имеет
достаточно
высокий
социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все
его выборы оказались взаимными.Вокруг него сплотилась микрогруппа
(группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№,
№, №) хотели бы войти в данную группировку).
Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать
вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его
активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках
(микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе
имеются два ядра, два актива).
Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется …
изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом,
которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

4.Изучение
удовлетворённости
родителей
работой
образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова)
Цель:
выявить
уровень
удовлетворенности
родителей
образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

работой

Ход тестирования
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать
перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для
этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру,
которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 –
3–2–1–0
2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4
–3–2–1–0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 –
3–2–1–0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией
и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3
–2–1–0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4
–3–2–1–0
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними
заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 –
2–1–0
9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и
интересны нашему ребенку.
–4–3–2–1–0
10.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где
может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1
–0
12.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего
ребенка.
–4–3–2–1–0
13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения
нашего ребенка.
–4–3–2–1–0
14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития
способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
15.Учебное заведение
самостоятельной жизни.

по-настоящему

готовит

нашего

ребенка

к

–4–3–2–1–0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется
как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов
родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о
высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не
меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности;
если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня
удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Результаты анкетирования
Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это
свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью
детей в классе и работой образовательного учреждения.

5. Групповая сплоченность (методика Сишора-Ханина)
Цель :Оценить уровень сплоченности классного коллектива.
Инструкция для школьников :
Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов,
наиболее точно соответствующий Вашему мнению.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?
1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).
5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая
возможность?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее бы перешел. чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
6. Не знаю, трудно ответить (1).
III.а) Каковы взаимоотношения между
уроках?

учениками

в Вашем классе на

1.Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (1)

б) На различных мероприятиях ( "огоньках", культпоходах, экскурсиях и
т.п.)
1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
2. Лучше, чем в большинстве классов (3).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. не знаю (1).
в) Вне школы:
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. примерно такие же, как и в других классах (2)
3.Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
IV. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
(Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо
суммировать баллы, указанные в скобках)
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:
Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.
Средний уровень групповой сплочѐнности – 22 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».