Программа воспитания ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2021-2025 годы

ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
ГБОУ БКШИ для обучающихся с ОВЗ
(протокол от 26.08.2021 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом ГБОУ БКШИ для
обучающихся с ОВЗ
от 1.09.2021 № 112
Директор ГБОУ БКШИ для
обучающихся с ОВЗ
Гималтдинова Л.А.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 гг.

с.Бакалы 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 1.
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА»
РАЗДЕЛ 2.
«ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
РАЗДЕЛ 3.
«ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Инвариантные модули
3.1. Модуль «Школьный урок
3.2. Модуль «Классное руководство»
3.3. Модуль «Профориентация» 10
3.4.Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
3.5. Модуль «Самоуправление»
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Вариативные модули
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.8. Модуль «Экскурсии, походы»
3.9. Модуль «Школьные медиа»
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.11. Модуль «Профилактика»
РАЗДЕЛ 4.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания ГБОУ Бакалинская коррекционная
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими
рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной
02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования,
Приказом
«О
внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся»
(Минпросвещения России, 2020, №172)
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
адаптированной основной образовательной программы ГБОУ БКШИ для
обучающихся с ОВЗ и призвана помочь всем участникам образовательного
процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности
и тем самым сделать школу-интернат воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение
обучающимися с ОВЗ личностных результатов, определенных ФГОС ОВЗ:
формировать у них основы российской идентичности; готовность к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки
и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности школы.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические
работники (учитель, классный руководитель, воспитатель, заместитель
директора, педагог дополнительного образования и т.п.) могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и
тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы
мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с
обучающимися.

3

Программа воспитания ГБОУ Бакалинская коррекционная школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
включает четыре основных раздела:
1 Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в
котором
кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания:
информация о специфике расположения школы, особенностях ее
социального окружения, источниках положительного или отрицательного
влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях
контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы,
а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
2 Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных
ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе
предстоит решать для достижения цели.
3 Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа
показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных
цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких
инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на
одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из
направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,
«Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования»,
«Работа
с
родителями»,
«Самоуправление»
«Профориентация».
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии,
походы», «Организация предметно-эстетической среды», «Школьные
Медиа», «Профилактика (пожарная безопасность, дорожная безопасность,
информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма,
профилактика распространения инфекционных заболеваний».
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их
значимостью в системе воспитательной работы школы.
4 Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Деятельность педагогических работников ГБОУ Бакалинская
коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в рамках комплекса модулей направлена на
достижение результатов освоения адаптированной общеобразовательной
программы начального, основного общего и среднего образования.

4

РАЗДЕЛ 1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья располагается в Бакалинском районе
республики Башкортостан, в селе Бакалы. Рядом располагаются корпуса
МОБУ СОШ №2, аграрный колледж, МУП «Водоканал». В шаговой
доступности находится хоккейная коробка ФОК «Олимп» и стадион, Дом
детского творчества.
В школу-интернат поступают школьники с ограниченными
возможностями здоровья из разных районов и городов республики
Башкортостан.
Обучающиеся школы имеют статус ребенка с ОВЗ или
инвалидность. Школа-интернат - школа с круглосуточным и дневным
пребыванием детей. Воспитательное пространство гибкое, выстроены
индивидуальные образовательные маршруты каждого ученика.
ГБОУ БКШИ для обучающихся с ОВЗ (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с
Федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования (далее – ФГОС), ФГОС ОВЗ.
Специфика воспитательного процесса
в школе-интернате для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается:
- в
осуществлении комплексных динамических коррекционноразвивающих мер;
- в преодолении затруднений социальной адаптации детей с особыми
образовательными потребностями; формировании у них коммуникативных
навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию;
- в социальной реабилитации детей, подготовке их к жизни в обществе;
- в целенаправленном вовлечении семьи в этот процесс. Одним из главных
условий воспитания детей с ОВЗ (инвалидностью) является создание такой
образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их
здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого
обучающегося. В школе-интернате создаются оптимальные условия для
воспитания и коррекции детей, способствующие не только максимальному
овладению знаниями, но и формированию жизненных компетенций.
Правильная организация обучения и воспитания детей с ОВЗ
практически доказала, что они могут овладеть определенным объемом
5

знаний и способов в поведения, приобрести полезные навыки и привычки,
т.е. они имеют такие компенсаторные возможности, при которых под
влиянием воспитания могут развиваться все стороны их личности,
формируется умение работать и жить в коллективе.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а так же решение проблем
гармоничного вхождения школьников с ограниченными возможностями
здоровья
в
социальный
мир
и
налаживания
ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Данная программа воспитания показывает систему работы с
обучающимися в школе-интернат.
Школьная жизнь насыщена событиями: коллективные творческие дела
(КТД); фестивали: проектные конкурсы, предметные недели; «День Знаний»;
«Лукошко добрых дел»; «Минута славы»; «Мамочке любимой»,
«Посвящение в первоклассники» (погружение для родителей и детей
первоклассников), «День инвалидов», «Новогодний карнавал», «Лыжня
румяных», «К 23 февраля», «К 8 марта», «Фестиваль проектов» и т.д.
Традиционно по понедельникам проходят общешкольные линейки В школеинтернате функционирует детское самоуправление. Структура школьного
самоуправления позволяет задействовать до 90% старших обучающихся на
разных уровнях самоуправления. Воспитательное пространство школы
расширено за счет школьной структуры дополнительного образования
обучающихся. Направленность деятельности студий, кружков и спортивных
секций определяется родителями и воспитанниками (почти 100%
обучающихся получают дополнительное образование в школе-интернате).
Методическая деятельность школы-интерната строится на внедрении
современных образовательных практик, на развитии собственных практик.
В школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка изменяется и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора). В проведении общешкольных дел поощряется
конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников,
а также их социальная активность.
Педагоги школы – интерната
ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
студий, секций, детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; Ключевой фигурой
воспитания в школе являются классный руководитель и воспитатель,
реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
6

Процесс воспитания в школе-интернате основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого как основы конструктивного взаимодействия детей и взрослых;
- объединение детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу через создание в школе детско-взрослых
общностей;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей.
- приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение
законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в
образовательной организации;
- совместное решение личностно и общественно значимых проблем личностные и общественные проблемы являются основными стимулами
развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка
процесса развития личности обучающегося, организация основных
совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета
совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- диалогическое общение - предусматривает его организацию
средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со
сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
- психологическая комфортная среда - ориентир на создание в
образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных
эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия
школьников и педагогов;
- следование нравственному примеру - содержание учебного
процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется
примерами нравственного поведения, особое значение для духовнонравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний
вид, культура общения и т. д;

7

РАЗДЕЛ 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Современный
национальный
идеал
личности
—
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь
на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд,
отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется
общая цель воспитания в коррекционной общеобразовательной организации
– личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими
знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в
развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими
соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям и диагнозам школьников и позволяет выделить в ней
следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть больше
внимания на разных уровнях общего образования: 1. В воспитании детей
младшего школьного возраста (уровень начального общего образования)
таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного
приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с
их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого
рода нормы и традиции задаются в школе-интернате педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем: в подростковом и юношеском возрасте. К
наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
8

членах семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело
до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям
иной
национальной
или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чѐм-то непохожим на других ребят;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
9

человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
10

дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или
пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания
целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями
воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания.
Добросовестная работа педагогов, направленная на
достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном
мире
человеческих
взаимоотношений,
эффективнее
налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его
людей.
11

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традицию их организации по технологии
работы проектных команд, в том числе разновозрастных.
2. Реализовывать воспитательный потенциал работы классного
руководителя и воспитателя, изменив позицию взрослых с доминирующей на
координатора, агрегатора.
3. Вовлечь 100% школьников школы-интерната в кружки, секции,
клубы, студии, во внеурочную деятельность, направленную на усвоение
знаний о ценности семьи, труда, природы, здоровья, миролюбия,
уважительного отношения друг к другу, обеспечивающую положительную
динамику образовательных и реабилитационных результатов.
4. Использовать в воспитании детей в том числе возможности
школьного урока через культуру проведения уроков, использование
активных форм
обучения,
технологии проектной деятельности,
формирующего оценивания.
5. Инициировать и поддерживать разные формы ученического
самоуправления.
6. Поддерживать деятельность детских общественных объединений.
7. Создать систему образовательных экскурсий, экспедиций, походов, в
том числе виртуальных, для эффективного использования их
воспитательного потенциала.
8. Организовать профориентационную работу со школьниками,
привлечь к деятельности родительскую общественность.
9. Организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал.
10. Развивать предметно - эстетическую среду школьников через
реализацию инфраструктурных проектов.
11. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного
развития
обучающихся,
привлечение
родителей
к
профориентационной работе.
12. Продолжить работу со школьниками по формированию субъектной
позиции к своему здоровью, повышению ответственности воспитанников за
собственное здоровье.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе-интернате интересную и событийно насыщенную жизнь детей и
педагогов,
что
станет
эффективным
способом
профилактики
12

антисоциального поведения обучающихся.

РАЗДЕЛ 3
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле. Инвариантные модули:
3.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
-.установление доверительных отношений между педагогическим
работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы
13

в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками и воспитателями
в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной,
творческой,
профориентационной
направленности),
позволяющие
с
одной
стороны,
–
вовлечь
в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и
упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
14

общения педагогического работника и обучающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки
активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления
обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в
классе дней рождения обучающихся, дающие каждому обучающемуся
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса
через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного
руководителя
с
родителями
обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным
психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего
образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
обучающегося, которую они совместно стараются решить;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися
класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги
общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками и воспитателями в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями15

предметниками и обучающимися;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных
делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
привлечение учителей-предметников и воспитателей к участию в
родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и
воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными
представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.3.Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося
– подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический
работник
актуализирует
его
профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
16

составляющие такой деятельности:
1. Циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
2. Профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся профессиональной деятельности;
3. Экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
4. Посещение дней открытых дверей в профессиональные
образовательные организации и организации высшего образования;
5. Совместное с педагогическими работниками изучение интернет
ресурсов,
посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного онлайн-тестирования.
6. Участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых
уроков;
7. Индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии.
8. Освоение школьниками основ профессии в рамках различных
курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования»
Внеурочная деятельность и дополнительное образование неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая
реализовать требования федерального государственного образовательного
стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента
образовательного процесса являются предоставление обучающимся
возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а
также самостоятельность образовательного учреждения в процессе
наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
17

Цели:
1.Создание условий для достижения обучающимися необходимого для
жизни в обществе, социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей;
2.Создание условий для многогранного развития и социализации
каждого обучающегося в свободное от учѐбы время;
3.Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время;
4.Развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной
к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности
обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками,
семьями учащихся;
2.Включение обучающихся в разностороннюю деятельность;
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным
ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура;
7.Формирование культуры здорового образа жизни;
Для реализации задач в образовательной организации используются
следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
• участие в районных, республиканских, всероссийских олимпиадах;
• участие в практических конференциях, защита проектов;
• сдача норм ГТО, районные спортивные состязания;
• районные и республиканские конкурсы.
На школьном уровне:
• школьные внеурочные курсы;
• факультативы;
• школьные научно-практические конференции;
• дни здоровья;
• исследовательская деятельность.
18

На уровне классов:
• проектная деятельность;
• викторины;
• соревнования;
• ярмарки;
• выставки;
• дебаты;
• дискуссии;
• экскурсии;
• тренинги.
На индивидуальном уровне:
• формирование личного портфолио обучающегося;
• создание личной траектории образования.
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется
по направлениям развития личности, определяемым образовательным
стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное. Миссия школы состоит в
вовлечении школьников в интересную и полезную для них деятельность, в
предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития
ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений. В своей
работе при организации внеурочной деятельности, мы используем
оптимизационную модель, которая предполагает, что в ее реализации
принимают участие все педагогические работники, в том числе педагоги
дополнительного образования. Внеурочная деятельность в школе-интернате
реализуется через организацию воспитательной работы классных
руководителей, воспитателей, педагогов, ведущих курсы внеурочной
деятельности, руководителей школьных кружков и секций, педагогапсихолога.
Дополнительное образование в школе:
· максимально ориентируется на запросы и потребности детей,
обучающихся и их родителей (законных представителей),
· обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и
личностную значимость учащихся,
· дает шанс каждому раскрыть себя как личность, удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы,
· предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,
интересам и в индивидуальном темпе,
· побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к
самооценке и самоанализу,
19

·
обеспечивает
оптимальное
соотношение
управления
и
самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива,
· позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за
счет углубления, расширения и применения школьных знаний.
В
школе-интернате
созданы
объединения
дополнительного
образования (кружки), работа которых организована в рамках реализации
дополнительных общеразвивающих программам различной направленности.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности и
дополнительного образования происходит в рамках следующих курсов и
программ:
Программы курсов внеурочной деятельности и дополнительные
общеразвивающие программы, реализуемые в школе-интернате
Наименование программы
Направления
курса
внеурочной
деятельности
и
развития личности
дополнительные
общеразвивающие
программы
учащихся
(кружки)
«Дорогою добра»
Духовно-нравственное «Живая природа»
«Мое Отечество»
«Мир народной культуры»
«Мечта»
«Юный художник»
«Умелые руки»
Кружок «Цветик-семицветик»
Кружок
«Дизайн
и
декоративно-прикладное
исскуство»
Общекультурное
Кружок «Самоделкин»
Кружок «Юный столяр»
Кружок «Бисерная красота»
Театральный кружок «Маски»
Кружок «Школа мастериц»
Танцевальный кружок «Вдохновение»
Кружок «Веселые нотки»
«Грамотейка»
«Занимательная математика»
Общеинтеллектуальное «Шахматный мир»
«Медиа-безопасность»
«Финансовая грамотность»
20

Спортивнооздоровительное

Социальное

«Легоконструирование»
«Спортландия»
«Игротерапия»
«Школа здоровья»
«Игровая студия»
«Азбука жизни»
«Культура здоровья»
«Игровая релаксация»
«Песочная терапия»
«Школа ремесел»
«ОБЖ - шаг за шагом»
«Мой мир»
«Я в этом мире»
Спортивная секция «Волейбол»
Спортивная секция «Лыжная подготовка»

3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает
педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
то классные руководители и воспитатели должны осуществлять
педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы
назначается куратор развития.
Ученическое самоуправление в ГБОУ Бакалинская КШИ для
обучающихся с ОВЗ осуществляется через работу школьного Совета
обучающихся.
В состав Совета
обучающихся
входят
следующие
действующие лидерские направления (министерства):
- Науки и образования
-Культуры
-Спорта и туризма
-Здравоохранения
-Иностранных дел
-Печати
-Коммунального хозяйства
-Социальной защиты

-МЧС
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для
21

учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
- через работу постоянно действующих секторов по направлениям
деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, вечеров, акций и т. п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с
работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
- через чередование традиционных поручений, вовлечение школьников со 2
по 12 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование,
организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т. п.
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы-интернат в
данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-общешкольный
родительский
комитет
школы-интернат,
участвующий в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
-родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания
детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных
руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
22

- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта:
размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей,
школьные новости.
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
-участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного обучающегося;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
-индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Вариативные модули:
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела,
мероприятия, организуемые педагогами для детей и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с детьми.
Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников
вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях
принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и
взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В
образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной
направленности, ориентированные на преобразование окружающего
социума;
•
дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов,
родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и
поселка;
•
проводимые для жителей района и организуемые
совместно с родителями учащихся спортивные, творческие
состязания, праздники и др., которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
23

заботу об окружающих.
•
участие
учащихся
в
районных
соревнованиях
специальной
Олимпиады,
зональных
конкурсах
детского
художественного творчества и других конкурсах.
На школьном уровне:
•
общешкольные праздники – ежегодно проводимые
творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне села,
республики, региона, России, в которых участвуют все классы
школы;
•
торжественные ритуалы, связанные с переходом
учащихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с
героико-патриотическим
воспитанием:
«Посвящение
в
первоклассники»; «Первый звонок»; «Последний звонок»;
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и
педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу.
•
- трудовая акция «Лукошко добрых дел» (подарки
ветеранам и т.д.);
•
- общешкольные родительские собрания с приглашением
специалистов органов и учреждений профилактики.
•
- трудовые акции «Чистый четверг», «Цветник»,
экологическая акция «Все в огород!».
•
предметные недели (начальных классов, учителей
предметного обучения, учителей трудового обучения, коррекционно
– развивающей службы, классных руководителей и воспитателей
младшего и старшего звена);
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в
общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по
подготовке общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации
24

общешкольных ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в
итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов
дела;
•
участие в организации и проведении мероприятий и дел,
направленных на сплочение класса, на реализацию плана
деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:

вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые
дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник,
инициатор, организатор, лидер;
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в
освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа
ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях
подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями
со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами
и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через
частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с
другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для
ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
регулярные
пешие
прогулки,
экскурсии
выходного
25

дня, организуемые в классах их классными руководителями, воспитателями
и родителями обучающихся: в музей, на предприятие;
литературные, исторические, биологические экскурсии, организуемые
педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города
или села для углубленного изучения произошедших здесь исторических
событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны.
регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в классах
педагогами;
Воспитательный потенциал таких мероприятий проявляется в трех
основных направлениях. Во-первых, школьники усваивают знания
основных социальных норм. Во-вторых, у детей развивается позитивное
отношение к базовым общественным ценностям: к Отечеству, его
истории, культуре, природе, населению, к труду, спорту и здоровью. Втретьих, школьники приобретают опыт социально значимых дел. Они
учатся обслуживать себя, быть организованными и организовывать
совместную деятельность, принимать ответственность за других,
помогать окружающим.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и
видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров,
дискотек;
школьная
интернет-группа
–
разновозрастное
сообщество
обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт
школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве,
привлечения
внимания
общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки,
на
которой обучающимися,
26

педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для школы вопросы.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школыинтернат, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных
экскурсиях,
походах,
встречах
с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов
и спальных комнат,
осуществляемое классными руководителями, воспитателями вместе с
обучающимися своих классов, позволяющее обучающимся проявить свою
фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения педагогов со своими обучающимися;
событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
27

акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Профилактика»
Цель: создание условий для позитивной социализации обучающихся,
предотвращения социально-негативных явлений, снижения числа детей
«группы риска», профилактика нарушений ПДД, ППБ.
Направления профилактики:
-создание психологически безопасной образовательной среды для
обучающихся;
-профилактика зависимого поведения (химической и нехимической
зависимости);
-профилактика социально опасных инфекционных заболеваний (ВИЧинфекции и др.);
-профилактика правонарушений и безнадзорности, в том числе
экстремистских проявлений;
-профилактика аутодеструктивного, суицидального поведения, булинга
несовершеннолетних;
-развитие навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях
(на воде, вблизи железной дороги, общественном транспорте);
-проведение мероприятий по предупреждению травматизма обучающихся, в
том числе детского дорожно-транспортного травматизма.
-профилактика противопожарной безопасности.
Организация профилактики.
Решаемые задачи, содержание и формы профилактики
1) в рамках:
-программ учебных предметов (ОБЖ, история, обществознание, право,
литература и др.),
-плана работы классного руководителя (с обучающимися и родителями),
-программ внеурочной деятельности,
-плана
работы
специалистов
службы
психолого-педагогического
сопровождения (с обучающимися, родителями, педагогами),
-календарного плана воспитательной работы: акции, недели и др. (с
обучающимися, родителями, педагогами образовательной организации).
2) Проведение мероприятий в рамках недель/декад профилактики:
-тематические мероприятия по противодействию ВИЧ-инфекции;
-мероприятия в рамках декады личной безопасности;
28

-неделя профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках»;
-Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
-декада профилактики правонарушений;
-неделя профилактики наркозависимости «Независимое детство»;
-декада правовых знаний и др.
3) Выявление и сопровождение детей «группы риска» (с проблемами в
развитии, обучении и адаптации), в социально опасном положении.
Выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении и
адаптации, в социально опасном положении (диагностика психологическая,
педагогическая, социально-педагогическая).
Организация работы Совета профилактики.
Организация деятельности школьного консилиума.
Организация службы медиации/примирения.
Организация индивидуальной профилактической деятельности (вторичная
профилактика). Формы: диагностика, консультирование, патронаж,
организация межведомственного взаимодействия) и др.
4) Мониторинг эффективности проводимой работы:
Показатели динамики детей «группы риска» за 3 года (детей, состоящих на
внутришкольном учете и отдельно иных формах учета на одной выборке).
Средства диагностики:
Экспертная оценка педагогом (классным руководителем) ребенка (класса) на
основе наблюдений (1-6 классы), социально- психологического тестирования
(7-11 классы), оценка удовлетворенности субъектов образовательной
деятельности (план работы классного руководителя, план работы педагогапсихолога, социального педагога).
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе-интернат воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школыинтернат.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе-интернат, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
29

воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим
воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися
и педагогическими
работниками;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогических
работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
-принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального
воспитания (в котором школа-интернат участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе-интернат
воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
воспитателями и заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей, воспитателей или педагогическом
совете школы-интернат.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на
следующих вопросах:
-какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год;
-какие проблемы решить не удалось и почему;
-какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
30

педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе-интернате совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе-интернате интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе,
классными
руководителями,
воспитателями,
активом
старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы-интернат.
Способами получения информации о состоянии организуемой в
школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников
могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими
работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости –
их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей, воспитателей или
педагогическом совете школы-интернат.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
-качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
-качеством совместной деятельности классных руководителей,
воспитателей и их классов;
-качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
-качеством реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
-качеством существующего в школе ученического самоуправления;
-качеством проводимых в школе-интернат экскурсий, походов;
-качеством профориентационной работы школы;
-качеством работы школьных медиа;
-качеством организации предметно-эстетической среды школы;
-качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
При проведении самоанализа используются методики (приложение).
Итогом самоанализа организуемой в школе-интернате воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».